Переход группы NAUTILUS POMPILIUS в виртуальное
состояние (то есть,
выражаясь
более ясно, фактическое прекращение её существования) едва ли явился
поводом для праздника
в среде
многочисленных поклонников коллектива. Однако,
отчаиваться не стоит: бессменный лидер покойного ныне "Нау", Вячеслав Бутусов,
не перестал писать стихи и музыку. В самом скором времени истинные ценители
музыки смогут ознакомиться с первым сольным проектом Бутусова
"ОВАЛЫ". Название не случайно: по мнению автора, "овалы -
стадии перехода от бесконечного к
безграничному", поэтому альбом "посвящается безграничным
человеческим возможностям".
Данный
проект - совсем не продолжение того, что делал "Наутилус", а
принципиально новый шаг в творчестве Бутусова.
Иногда создается впечатление, что традиционная русская рок-музыка исчерпала
себя, поэтому наиболее талантливые ее представители вынуждены искать новые
пути. Именно это с успехом и делает Бутусов.
Стиль нового альбома можно определить как "русско-английский фолк". Альбом насыщен музыкальными и литературными
аллюзиями. Тексты песен заставляют вспомнить о "Рифмах
матушки-гусыни" - сборнике английских детских стихов, которому уже
больше двухсот лет. Может быть, название покажется кому-то незнакомым, но,
на самом деле, эти стихи в переводе Маршака каждый из нас слышал еще в
детстве.
Кстати,
сам певец младенческих забав, Самуил Маршак, стал героем одной из новых
песен Бутусова ("Звездочка"). Бутусов предлагает новый взгляд на привычные детские
сказки: так, три поросенка ("Три Порасера")
превращаются в бесстрашных суровых рыцарей, объявляющих войну "волкам,
шакалам и прочей шпане", а воинственный
мальчик Бибигон (персонаж знаменитой сказки
Корнея Чуковского) электробритвой побивает полчища троглодитов, которые
обороняются кочерыжками. Связь композиций альбома с русской народной
культурой ощутима не в меньшей степени. Она проявляет себя и в обыгрываемых
цитатах ("Пой, ласточка, пой"; "Вышел месяц из тумана")
и в музыке.
Альбом
воспринимается не как простой набор песен, а как некая целостность,
воссоздающая сложный, фантасмагоричный мир
детской сказки, мир, к возвращению в который мы, взрослые, всегда
стремимся. (Не случайно, возвращение домой - общий для
многих песен мотив."Детскость" альбома
подчеркивается еще и тем, что в записи некоторых песен в качестве бэк-вокалистки принимала участие маленькая Ксюша Бутусова). То, чем увлекались мы в детстве, что
читали, чему радовались и чего боялись, оказывает на взрослую жизнь куда большее влияние, чем мы порой готовы
признать.
Может
быть, поэтому "Овалы" позволять открыть каждому слушателю что-то
новое в себе самом. Песни из нового альбома Бутусова
- не просто механическое соединение музыки и текстов, все в них подчинено
реализации общего замысла. Хотя, конечно, автор не ограничивается идеей
взглянуть глазами взрослого на мир ребенка. Каждая песня самоценна,
некоторые парадоксальным образом сочетают довольно жесткую, ритмичную музыку
с "легкими", на первый взгляд, текстами. Таков,
например, "Бибигон-II" - одна из
наиболее ярких композиций альбома. Все песни наполнены глубокой символикой.
Альбом - это еще и взгляд талантливого человека на время, в которое
довелось жить ему и нам, его современнникам. Наше
время - ВСОС - "время событий особого смысла".
Игра, в самом широком смысле этого слова, стала одним из ключевых понятий
современной культуры - культуры эпохи постмодерна.
Но игра- это еще и основное занятие ребенка, определяющее структуру его
жизненного мира. "Овалы"-это тоже игра,
но по особым правилам или вообще без правил. Отсюда и пародийность многих
песен альбома. Ведь даже упомянутые выше детские сказки Бутусов
не просто переосмысляет, он порой переворачивает их с ног на голову, одевая
поросят в доспехи, или заставляя культовых героев рок-н-ролла Марка Болана и Боба Марли поменяться именами. Трудно не
узнать в "Звездочке" своего рода пародии на одноименное творение
БГ с "Костромы", причем то, что у БГ было трагическим, у Бутусова превратилось в фарс. Впрочем, за этой веселостью
фарса, может быть, скрывается не меньший трагизм.
::: ТИХИЕ ИГРЫ :::
Если бы Бутусов не создал в свое время шедевр под названием
"группа Наутилус Помпилиус", этот диск
был бы, конечно, в фаворитах. Однако с теми песнями, которые в оригинальных
аранжировках стали гимнами времени, теперь Вячеслав экспериментирует.
Особенно это заметно на концертах. Бедненькая сцена. Стульчик. Акустическая
гитарка. Голос. Все.
Именно концертные записи последнего времени и легли в основу диска
"Тихие игры". По большей части - репертуар "Нау", меньше - из постнаутилосовскихсольников "Овалы" и "Элизобарраторр". Причем
последние смотрятся более органично. Что вполне естественно. Отчасти
оттого, что они сами по себе проекты экспериментальные. Отчасти (и в
главном) - из-за того, что изначально создавались под
соло Бутусова. Кстати, почти все здешние песни
"от" и "до" написаны Вячеславом.
Угловатость альбома, его подчеркнутую
"недоделанность", слова "в нос" между песнями,
аплодисменты и даже разговоры (!) публики, слышимые наравне с гитарой,
автор объясняет жаждой импрессионизма. Впрочем, импрессионизм
импрессионизмом, а некоторые вещи так и останутся во многом непонятыми. Автор
этих строк, конечно, догадывается, как можно испортить "Прощальное
письмо", исключив все инструменты, кроме гитары, но зачем к этому было
прибавлять некий "голос сверху", проговаривающий в произвольной
манере слова до того, как их споет Бутусов? Даже
если это "сильный концептуальный ход", хочется кивнуть головой,
но второй раз уже не слушать.
В так называемый "призовой раздел" диска вошло то, что можно
назвать "антиремиксом" - трек
"Синоптики II". Некоторые музыканты уже называли свои избранные
творения антиремиксами, но именно Бутусов подошел к этому понятию ближе других:
инструментальные партии изъяты по максимуму. В
"импрессионистской" манере спеты также "Хлоп-хлоп" и
"Праздник общей беды". Завершается 18-трековая пластинка каверомна Пола Маккартни и "контрадукцией".
Нас тоже тянет на "контрадукцию", т.е.
на резюме. Никогда не работали с фотографиями в Фотошопе?
Вот есть у вас классныефотки,
получившие одобрямс у всех ваших друзей. Вы их
показываете всем подряд, все радуются, потом вам это надоедает, и вы
начинаете работать с эффектами. Упрощать, делать изображение черно-белым,
расплывчатым, зернистым, инверсионным, с бликами. На каком-то этапе вам
больше нравится выделить идею и убрать антураж вместе со всеми красками.
Вот примерно то же самое попытался сделать Бутусов.
::: БИБИГОН :::
Давнее и
неугасаемое стремление к обессмысливанию бессмысленного, вызвало у авторов проекта естественное
желание
воплотить идеи СтруктуроидальногоАбсурдизма в осязаемую форму. Риторический вопрос:
" В чём смысл жизни?", наводит на мысль о приспособленческой
природе человека. Канонические Ордеры абсурдизма
предполагают различные формы приспособления к окружающей среде - от
принципа действия светофора до бесконечной мутации. Бесконечность, как
известно, столько же бессмысленна, сколько и бесполезна.
К
сожалению, ограничивающие требования несовершенной Техники Безопасности не
позволяют использовать на сцене такие элементы сценографии, как 10-ти
тонная наковальня, подвешенная над участниками представления. Но , на подсознательном уровне , это даёт возможность
ощутить абсурдность отсутствия безопасности в целом , и в частности - в
обыденном миру . Образ Нависающего, вынужденно создаётся посредством
нагнетания психологической атмосферы в остальных - рекреативных зонах
восприятия. Это даёт возможность использовать эффективно такие
архитектурные пространства, как буфеты, туалеты, гардеробы, фойе и т.д.
Сюда же можно отнести независимые и мобильные интерьеры общественного транспорта.
А также супермаркеты. Потребность выхода за рамки
обыденного сознания, призывает авторов проекта к немедленному осуществлению
некоторых идей, среди которых первостепенными являются следующие: -
комплексная реконструкция крупнейших вещевых рынков - бескомпромиссная
договорённость с представителями секты "Зелёная Дружба" -
организация международного комитета по Структурированному Абсурдизму, на базе взаимодействия таких элементов, как
"BBGon ", "ЛNЦЕДЕИ", сводный
оркестр им. 1-ой Беловежской Пущи, дети всех стран и народов, т.д. и т.п.
БИБИДЕИ
ВСЕХ СТРАН ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ !!!
::: С КАСПАРЯНОМ :::
В этом
же году Вячеслав Бутусов, экс-музыкант
"Кино" Юрий Каспарян и некто Сергей де Ракомболь затеяли совместный проект под названием
"Незаконнорожденный". По мысли создателей, это было что-то вроде саундтрека к несуществующему фильму, так что полное
название пластинки звучит как "То, что осталось от фильма "НезаконНоРожденныйАльХимик
доктор Фауст Пернатый Змей". Тексты песен вышли из-под
"перьев" Виктора Коваля, Даниила Диколукского,
Вячеслава Бутусов; музыку написали Вячеслав Бутусов и Юрий Каспарян.
Композиции носили незатейливые названия типа "Швайнехунде"
или "КвазифольклорнаяЗомбическая".
Лидером продаж и хит-парадов диск не стал, да, похоже, создатели этого и не
добивались.
В 1997
г. "Наутилус Помпилиус" отправился в
свой прощальный тур, в котором лидер группы вел себя как фигура
подневольная. По окончании гастролей "НП" распался снова.
Вячеслав Бутусов тем временем принял участие в
проекте "Митьковские песни" и сыграл
роль второго плана в фильме "Брат". Это была роль... лидера
группы "Наутилус Помпилиус" Вячеслава Бутусова. Режиссер Балабанов пронес любовь к
свердловскому року и в частности к "НП" через десятилетие: сперва он снимал своих друзей музыкантов в
короткометражках "Раньше было совсем другое время" и "У меня
нет друга". В "Брате" эту любовь Балабанов вложил в голову главного героя Данилы Багрова, который
весь фильм покупает и слушает альбомы "Наутилуса" и даже случайно
попадает на домашнюю вечеринку с участием питерских музыкантов - Чижа,
Насти Полевой и Вячеслава Бутусова. В сиквеле "Брат-2" вышедшем на экраны в 2000 г.
тема "Наутилуса Помпилиуса" была
продолжена.
Сам музыкант
дал несколько сольных акустических концертов в московских клубах и в
"Горбушке" с программой "Тихие игры". Суть шоу состояла
в исполнении старых грандиозных хитов "Нау"
под одинокую акустическую гитару. Настроение концертов Бутусов
подтверждал заявлениями типа: "Если бы не было необходимости вообще
выходить на сцену - меня бы это только порадовало".
В начале
2000 г. Вячеслав Бутусов представил публике свою
новую программу "Бибигония" (она же
"Новое лицо"). Первый концерт состоялся в Санкт-Петербурге,
второй - в ГЦКЗ "Россия". Кроме самого музыканта, облаченного в
белый халат, в шоу приняли участие группа "Плато", мим-театр
"Лицедеи", детский хор. Первая часть программы повторяла
концепцию и настроение упомянутых выше акустических выступлений, во второй
были исполнены песни с "Овалов", а происходящее на сцене, по
словам очевидцев, напоминало как минимум театр абсурда. Песня Бутусова "Гибралтар/Лабрадор" вошла в саундтрек к фильму "Брат". До конца
тысячелетия Вячеслав Бутусов намерен осуществить
совместные проекты с группой "Deadушки",
Юрием Каспаряном и музыкантами
"Аквариума". А еще музыкант, как он признался в одном интервью,
вместе со своей средней дочкой Ксюшей вычислил, что осенью 2000 г. к нам
прилетят инопланетяне, и рассчитывает, что они заберут всех участников
легендарной группы "Наутилус Помпилиус"
к себе.
::: С «КИНО» :::
Достоверная
информация следующая: зимой 1999-2000 года Вячеслав Бутусов
записал вокальные партии для альбома «Звездный Падл».
Идея проекта - Сергей де Рокамболь (концептолог,
концепт-дизайнер, дизайнер), автор песен - Евгений Всеволодович Головин
(поэт, композитор, эссеист, культуролог), вокал - Вячеслав Бутусов, композитор-аранжировщик - Георгий Каспарян.
Работа над этим проектом, так или иначе, тянулась, насколько мне известно,
с 1997 года. До конца 2000 года альбом находился в стадии перманентного
доделывания. Насколько мне известно, Тихомиров действительно участвовал в
работе над проектом.
Данный проект можно рассматривать в одной последовательности с проектом
«Незаконнорожденный альхимик доктор Фауст
Пернатый Змей» вышедшим в 1997, вдохновителем которого являлся тот же
Рокамболь. Подробнее – здесь
(http://www.slavabutusov.com/sbhome/projects.htm)
На мой взгляд, совершенно не корректно ставить данный проект в ряд с
альбомами группы Кино, и тем более нелепо говорить о том, что Вячеслав Бутусов стал солистом «вместо» Виктора Цоя.
Проект «Звездный Падл» является студийным
проектом, во многомэксперементальным.
Стилистически, исторически и идейно он не имеет ровным счетом никакого
отношения ни к группе «Кино» ни к Виктору Цою.
Если бы барабанщик из Radiohead записал альбом из
песен написанных Шуфутинским
и спетых МикомДжагером
в манере ХулиоИглесиаса,
столь же адекватно было бы заявление, что "музыканты Radiohead записали новый альбом, где вместо Йорка
солистом стал Джагер".
С уважением,
Василий Т.
Тем временем надвигается «Максидром»
(http://www.weekend.ru/publication31), на котором Вячеслав Бутусов и группа «Deadушки»
впервые представят публике «живые» песни своего проекта «Элизобарра – Торр». Какие
именно - пока не известно. Точно – их будет не больше 4-х.
Но и это еще не все новости от Бутусова: 28 марта
он принял решение собрать собственную группу. С этой целью объявляется
кастинг - отбор претендентов. К участию допускаются профессиональные
музыканты в возрасте до 30 лет. Кроме того, рассматриваются предложения от
сложившихся музыкальных коллективов. Предполагается возможность
параллельной работы коллектива над смежным проектом, осуществляемым под
полным продюсерском контролем со стороны Вячеслава
Бутусова и его менеджмента. Свои координаты
претенденты отправляют (имеется ввиду – могут
отправлять; прим. ред.) на vbcopy@comset.net (mailto:vbcopy@comset.net) или
звонят по (812) 311-2884.
::: Элизобарра
– Торр :::
Долгая,
упорная, кропотливая и аккуратная совместная работа Вячеслава Бутусова и Deadушек.
Абсолютно органично сливаются наутилосоподобные
тексты Славы и безупречное умение работать со звуком Deadушек. Сливаются и переходят в какую-то
неведомую доселе в отечественной музыке гармонию. На каждый слог, каждую
гласную букву, произнесенную Бутусовым, Рахов и Сологуб с командой постановщиков "саунда" смогли найти кажется
единственно возможный, ласкающий слух клавишный или компьютерный звук.
Конечно, желательно этот альбом слушать на хорошей аппаратуре. Тогда от
звуков, от басов вы сможете упасть в бездну. Отрелаксироваться
на полную катушку. Надо сказать, что 7-й трек "Элизобарры-торр"
- песня "Настасья", крутящаяся сейчас на радио и вышедшая в конце
прошлого года отдельным синглом, отнюдь не выполняет роль завлекательной блестящей обертки, на
которую клюнут покупатели и "схавают"
остальное. Весь альбом ровный и выполнен на высоком профессиональном
уровне. Не грустите по поводу всего лишь десяти треков: средняя
продолжительность одной песни больше пяти минут. Любителям поп-музыки к
прослушиванию не рекомендуется. По простой причине: может показаться
слишком заунывным. Еще раз хочется отметить профессионализм, тем более что
работа над проектом не была устлана розами: в прошлом году музыканты Deadушек по ошибке
отформатировали винчестер с единственной копией сделанных ими обработок
нескольких песен. Пришлось переделывать огромную работу.