Основатель группы "Наутилус Помпилиус",
в отдельных случаях автор (или соавтор) музыки и текстов, бас гитара, бэк-вокал, временами выполнял функции продюсера и
администратора.
Родился 15
сентября 1962 года в Свердловске. Семья Димы отнюдь не была “средней
советской семьей” - бабушка Димы проживала в ФРГ. Может быть
этому факту биографии Дима обязан ранним и по тем временам неплохим
знакомством с западной рок-музыкой (у него дома было много иностранных
пластинок, бывших страшным дефицитом), и особым “нездешним”, “заграничным”
шармом, сочетавшимся с учтивостью и галантными манерами. Дима, естественно, закончил спецшколу с английским уклоном
и столь же естественно оказался в элитарном вузе - Свердловском
архитектурном, самом творческом из технических институтов, самым техническим
из творческих. На первом курсе САИ он познакомился со Славой Бутусовым. Их совместные музыкальные эксперименты,
приведшие к появлению “Наутилуса”, начались еще в 1979 году. Дима, как и
Слава, женился рано - в 20 лет, что не помешало ему проявить инициативу в
решающий момент выбора дальнейшего пути: в 1986 году он первым предложил
писать заявления об уходе с работы и сделать музыку профессией.
После гастрольного марафона с “Разлукой” “Наутилус” в конце 1987 года
оказывается в Москве. Для Умецкого наступает, по
его словам, “период прозрений”. Он увлекается театром, кино, ходит на модные
постановки, на авангардистские выставки. Новые знакомства и новые люди
начинают занимать его гораздо больше, чем коллеги по “Наутилусу”. Увидев, что
команда НП не согласна с его предложением “уйти на дно” и “копить творческую
потенцию”, прекратив активную гастрольную деятельность, Дмитрий Умецкий решает покинуть группу.
Однако в ноябре 1989 года Умецкий
и Бутусов возобновляют сотрудничество и начинают
работу над полнометражным художественным фильмом
“Человек без имени”. Вместе с ними над проектом работают Илья Кормильцев и
вторая жена Умецкого Елена Аникина, выпускница
режиссерского отделения ВГИКа, которая становится автором сценария.
Записывается саундтрек (новым составом), начинается
подготовка к съемкам на “Ленфильме”, участники проекта перебираются в
Ленинград. Однако фильму не суждено было увидеть свет - по выражению
Вячеслава Бутусова, “все погрязло в тайнах
мадридского двора”. Осенью 1989 года основатели “NautilusPompilius” расстаются во второй раз, уже
окончательно. Дмитрий Умецкий и Елена Аникина
забирают фонограмму и сценарий фильма и возвращаются в Москву.
После второго ухода из НП ДмитийУмецкий, по собственному выражению, начал
“создавать свой мир на обломках “Наутилуса”. В 1991 году он осуществил
сольный проект, выпустив на виниле альбом “Другой”. Его увлечение
кинематографом и телевидением выразилось в нескольких довольно удачных
попытках сделать авторские программы на ТВ - в 1993 году он задумывает серию
передач, посвященных рок-музыке. Из них по причине финансовых сложностей
только одна вышла в эфир. В 1994-ом Умецкий делает
еженедельную программу “Звуки” - новости музыки. По той же причине (нехватка
средств!) ему удалось “поднять” лишь несколько выпусков. На радио его карьера
была более успешной: уже несколько лет Умецкий -
постоянный ведущий программы “Танцы с волками” на радио “Эхо Москвы”. Однако
неосуществленных проектов все-таки, к сожалению, больше, чем успешно
реализованных - задуманный, но так и не снятый фильм “Вальс для Марии”, пока
не сложившаяся карьера телеведущего, “нераскрученность”
сольного музыкального проекта Умецкого.